17.06.2023

Данир Исматуллин: «Однажды я понял: микробиолог — это совершенно фантастическая профессия»

Вот уже несколько месяцев он руководит лабораторией, в названии которой для среднестатистического человека половина слов — лишь набор странных звукосочетаний. Оказавшись в микробиологии фактически по воле случая, по прошествии времени молодой врач, ученый, педагог и руководитель может с уверенностью сказать, что свое призвание нашел. О том, как в 28 лет пришел к должности заведующего лабораторией культуромных и протеомных исследований в микробиологии, и о том, что это такое, а также об авантюризме и романтике в профессии, мечтах о нобелевской премии и о людях, которые вдохновляют на эти мечты, — в интервью с Даниром Исматуллиным, врачом-бактериологом, руководителем одной из лабораторий Центра генетических и лабораторных технологий, ассистентом кафедры общей и клинической микробиологии, иммунологии и аллергологии Самарского государственного медицинского университета Минздрава России.

Данир Дамирович, расскажите сразу, что такое «культоромный» и «протеомный», и чем занимается ваша лаборатория?

Многим, действительно, ни о чем не говорят эти термины. Если максимально понятно, мы создаем оптимальные условия, чтобы вырастить микроорганизмы — для дальнейшего их исследования и определения тактики терапии. Это что касается понятия «культуромный». А «протеомные» — это исследования белков, необходимые для идентификации бактерий. Основная конечная цель наших исследований — диагностика инфекционных заболеваний.

Вряд ли человек может с детства мечтать заниматься «культуромными и протеомными исследованиями». Как вы пришли в это направление медицины?

Да, в детстве я хотел быть, как мама. Она всегда была одета с иголочки, проверяла детские сады, школы и прочие организации, ее знала половина города и все очень уважали. Мама занималась профилактической медициной, работала в Роспотребнадзоре, и мне казалось, что и я буду так же. Весь ее образ меня очень мотивировал. Я даже сделал шаг в этом направлении — поступил на профилактический факультет СамГМУ.

То есть не было этой романтической идеи, которая многих приводит в медицину, — стать врачом и спасать людей?

Никогда не хотел заниматься клинической медициной, и лечить одного конкретного пациента. Мне хотелось влиять на более масштабные вещи. Знаете, как в фильме «Я — легенда»: заходишь в кабинет, включается пафосная музыка, и ты начинаешь героически спасать человечество от зомби, разрабатывая вакцину. Шучу, конечно. Кстати, сегодня нам часто доводится помогать конкретным людям, и это, наоборот, очень заряжает. Нам присылают материал от определенного больного, чтобы мы выделили из этого образца сложного неизвестного возбудителя. Получая этот микроб и понимая, что с ним делать, мы связываемся с клиницистами. Такой союзной работой, например, с отделением хирургии, помогаем достаточно большому количеству пациентов, — и тут уже, наверное, можно сказать «спасаем людей». И это круто!

Как возникла в Вашей жизни именно микробиология, бактериология?

Можно сказать, что случайно. На пятом курсе университета есть предмет — клиническая микробиология. Я попал в лабораторию и увидел, что тут люди занимаются очень важной работой, при этом постоянно находятся в зоне риска, взаимодействуя с опасными патогенами. Тут у меня, пожалуй, и включился какой-то романтизм, смешанный с авантюризмом, захотелось этим заниматься. Но в первую очередь «зарядили» именно люди, которые посвятили в эту профессию. Еще тогда, будучи студентом, увидел в лаборатории команду воодушевленных людей, которые горели своим делом. В общем, я понял, что это какая-то фантастическая профессия, и тоже загорелся. А с этими людьми работаю бок о бок вот уже шесть лет.

А как Вы в таком достаточно молодом возрасте стали «заведующим»? При этом слове ассоциативно рождается образ мужчины почтенных лет.

Да, мы на сломе стереотипов. Если серьезно, я какое-то время практически ночевал в лаборатории, — работа, действительно, затягивала полностью. Тогда я жил в общежитии, а здесь, можно сказать, был второй дом. Наверное, видя мое отношение, Артем Викторович Лямин, который долгое время руководил лабораторией и обращался с ней, как с ребенком — холил, лелеял, растил, — в какой-то момент понял, что может доверить ее мне. Думаю, этого бы не случилось, если бы он не увидел во мне профессионала, компетенции, необходимые, чтобы быть руководителем. Наша лаборатория — это один из ярких примеров роста, масштабирования проектов в рамках университета. Когда Артем Викторович начинал руководить лабораторией, в ней работало всего 2 лаборанта и 1 врач, а сейчас нас 15 человек. У нас есть потрясающее оборудование, классные специалисты и семейная атмосфера. И это супер круто!

Когда поняли, что также хотите преподавать студентам?

Когда попал на кафедру общей и клинической микробиологии, иммунологии и аллергологии. Хотя у меня еще в студенчестве было желание стать преподавателем, потому что всегда через себя пропускал это, видел, что можно в преподавательской работе изменить, а что, наоборот, взять за основу. И всегда было понимание, что знаниями нужно делиться. Я, конечно, далек от идеала как педагог, но могу сказать, что это — моя отдушина, почти хобби. От студентов заряжаешься эмоционально, и это придает сил. Стараюсь и им отдавать свою энергию и частичку сердца. К сожалению, пришлось немного сократить время пребывания на кафедре, потому что просто физически не успевал все совмещать.

Почему в свое время приехали поступать в СамГМУ из Ульяновска?

Причина самая банальная. В Ульяновске нет медуниверситета, там есть только медицинский факультет в государственном университете. И нет своих клиник, во всяком случае таких, как в СамГМУ. В общем это небо и земля. Самара оказалась для меня комфортным и уже любимым городом.

Как сильно изменился вуз с тех пор, как вы впервые приехали сюда учиться?

Очень сильно. Взять хотя бы оборудование, технические возможности. Сегодня куда бы вы ни пришли, в клиническое, диагностическое отделение, вас впечатлят технологии, современные методы исследования, лечения. Это производит огромное впечатление, особенно на молодые умы. Конечно, это очень заманчиво для студентов и выпускников: одно дело когда видишь какой-то сарайчик, и совсем другое — современную дорогостоящую технику. Конечно, ты хочешь на этом работать!

Мы с коллегами только недавно в очередной раз обсуждали, насколько сильно университет шагнул вперед. Это касается и таких нюансов, как технологичный документооборот, и количества всевозможных событий, мероприятий, курсов, спартакиад, которые здесь постоянно проходят. У нас регулярные делегации гостей со всех страны и из других государств. Этот драйв передается тебе и снимает все возможные сомнения, что наш вуз идет правильным курсом. Хотя еще несколько лет назад время от времени посматривал в сторону Москвы или Питера. Сейчас центр — здесь, в Самаре, в СамГМУ.

Вы чувствуете гордость за то, что сейчас делаете?

Я чувствую гордость за то, что делаем все мы, вся команда нашего университета. Есть один показательный момент. Мы с сотрудниками сейчас начали много ездить в различные командировки в другие города. И часто отмечаем, что в той же Москве или Санкт-Петербурге нас узнают, во время докладов все оживляются, слыша «СамГМУ»: «О, это Самара! Это самарские люди приехали!» Это невероятно подстегивает. Такого раньше точно не было!

Над какими проектами лаборатория работает сегодня?

После создания Центра генетических и лабораторных технологий к нам стало заходить много разных проектов. Наверное, один из самых интересных связан с направлением микробиологической диагностики септических состояний, возникающих в ситуациях, когда бактерия попадает в кровоток. Существуют специальные флаконы с питательной средой для выращивания бактерий. Обычно этот способ помогает нам выявлять бактерии в крови. Но бывают ситуации, что бактерию не совсем устраивают созданные для нее условия, и расти и размножаться в искусственных условиях она не хочет. Хотя другие клинические показатели указывают на сепсис. Сейчас мы с коллегами пытаемся сделать так, чтобы труднокультивируемые микробы, которые могут вызывать сложное состояние у пациентов, тоже можно было обнаружить. Работаем над этим совместно с производителями этих флаконов. Это важная история, потому что если не получается выявить микроб, то нет понимания, чем на него воздействовать, как лечить пациента. Кстати, такие проекты к нам приходят во многом благодаря разным конференциям, которые мы посещаем. Там мы заявляем о себе и к нам подходят представители компаний-производителей, предлагая сотрудничество.

Похоже, что микробиологическая диагностика септических состояний отвечает вашей мечте спасать жизни людей…

Однозначно, актуальность этой темы очень высока! Сепсис — одно из самых угрожающих жизни состояний и диагностика должна быть максимально качественной, быстрой. Я бы не сказал, что это направление — цель всей моей жизни, но какую-то часть докторской я бы хотел с этим связать.

А что можно считать целью в глобальном смысле? Есть большая профессиональная мечта?

Было бы здорово получить Нобелевскую премию за открытие какого-нибудь препарата или метода диагностики инфекционных заболеваний. В этой области уже давно не было открытий. Последнее значимое — открытие антибиотиков, с которыми мы все это время так и продолжаем работать. Конечно, это все юношеские мечты. А реально хотелось бы изменить отношение к специальности. Многие забывают про значение микроорганизмов, та же пандемия COVID-19 напомнила всем, что мы живем в мире микробов, и очень часто — по их правилам. А вообще у нас есть общая командная теория, которую задавал еще Артем Викторович. Ее суть в том, что нужно рассматривать микроб как элемент экосистемы, где он не плохой и не хороший, а часть экологии тела человека, где есть инфекционная патология. И таких микробных сообществ в организме человека может быть очень много, и не всегда патогены будут вызывать какую-то инфекцию. Это к вопросу о том, что применение антибиотиков должно быть очень избирательным.

Назовите три качества, наиболее важные для микробиолога?

Усидчивость, целеустремленность, готовность к самоотдаче.

И последний вопрос: каким должен быть рост МИКРОбиолога? Вы выглядите очень высоким! Наверное, приходилось отбиваться от «профессионального юмора»?

Мой рост — 195 см. Можем провести экскурсию в лабораторию, чтобы желающие могли убедиться, что микробиологи не ходят в миниатюрных ботиночках и костюмчиках и ставят перед собой очень даже МАКРО-цели! Если серьезно, позвольте воспользоваться случаем и поздравить всех коллег, студентов, наших преподавателей и гуру в профессии с Днем медицинского работника и пожелать реализации самых масштабных идей!

Последние новости

06.08.2025 Врач-ортодонт Клиник СамГМУ рассказала, для чего детям брекеты и в каком возрасте их устанавливать

Врач-ортодонт отделения цифровой стоматологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Наталия Родикова рассказала, для чего детям нужны брекеты […]


06.08.2025 Врач-ортодонт Клиник СамГМУ рассказала, для чего детям брекеты и в каком возрасте их устанавливать

Врач-ортодонт отделения цифровой стоматологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Наталия Родикова рассказала, для чего детям нужны брекеты и в каком возрасте лучше их устанавливать.

Врач пояснила, что установка брекет-системы может быть необходима в различных клинических ситуациях для профилактики проблем со здоровьем:

  • кариес и проблемы с деснами — при скученном положении зубов гораздо труднее проводить гигиену, что может приводить к кариесу и воспалению десен;
  • нарушения пищеварения — неправильный прикус мешает тщательно пережевывать пищу, что может способствовать возникновению проблем с желудком;
  • затрудненное дыхание и речь — некоторые патологии прикуса влияют на положение языка в полости рта и дыхание, приводя к храпу или логопедическим проблемам.

Чаще всего брекеты ставят в 11–14 лет, когда произошла практически полная смена молочных зубов на постоянные, челюсть активно растет, что облегчает коррекцию.

«Можно ли ставить раньше или позже? До 10 лет брекеты используют редко, но иногда их назначают при серьезных аномалиях, а также в некоторых случаях ставится частичная брекет-система. После 14 лет, при полностью сформированном постоянном прикусе, лечение также возможно, но может занять больше времени, так как активный рост челюстей к этому возрасту начинает замедляться. Точный срок установки определяет ортодонт после диагностики — рентгена, слепков», — рассказала Наталия Родикова.

Брекеты у детей — это не только про красоту, но и про здоровье. Лучше всего начинать лечение на брекет-системе с 10–14 лет, но подготовку и лечение на съемной аппаратуре (пластинках) стоит начать раньше. Чем раньше исправить прикус, тем проще и быстрее будет результат.

Противопоказанием к установке могут быть заболевания нервной системы, задержка психического развития, проблемы с пародонтом, отметила врач.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/06082/

Читать полностью
01.08.2025 Главврач Клиник СамГМУ Николай Измалков: «Школа главного врача поможет решить системные проблемы здравоохранения»

В Самарской области при координации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) продолжается реализация проекта «Школа главного врача: регион». В числе 10 […]


01.08.2025 Главврач Клиник СамГМУ Николай Измалков: «Школа главного врача поможет решить системные проблемы здравоохранения»

В Самарской области при координации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) продолжается реализация проекта «Школа главного врача: регион». В числе 10 пилотных регионов Самарская область собирает на интенсивных курсах руководителей медицинских учреждений из регионов страны. Обучение сочетает теоретическую подготовку с изучением лучших практик на базе Клиник СамГМУ. Проект реализуется по поручению Минздрава России, а организатором и методологом проекта выступает Центральный институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (ЦНИИОИЗ).

Главный врач Клиник СамГМУ, куратор проекта Николай Измалков отмечает, что этот проект может стать настоящим драйвером позитивных перемен в системе здравоохранения, действенным механизмом в решении ключевых проблем в медицинском менеджменте.

По его словам, сегодня нужны принципиально новые подходы к подготовке управленческих кадров. «Не случайно это проект появился в период активных преобразований в системе здравоохранения, когда от руководителей требуются гибкость и готовность к изменениям, — отмечает он. Наша задача — не просто дать теорию, а показать работающие модели организации медицинской помощи, которые можно адаптировать в любом учреждении».

Николай Измалков подробно объясняет уникальность образовательного подхода: «Современному руководителю недостаточно быть хорошим врачом — необходимо разбираться в экономике, инфраструктуре, оборудовании. Наши занятия — это не лекции для первого курса, а живое общение, разбор реальных кейсов, когда специалисты из разных учреждений в сходных условиях ищут нестандартные решения. Такой обмен мнениями рождает новые идеи, а главное — создает готовые решения, которые можно сразу применять на практике».

По словам Николая Измалкова, особая ценность проекта — в его интерактивном формате: «Когда в группе равных по статусу и заинтересованных специалистов идет дискуссия, это позволяет структурировать знания, которые раньше были разрозненными. Участники уходят не с конспектами, а с четким пониманием, как оптимизировать ресурсы — временные, кадровые, финансовые. В условиях, когда задачи растут, а возможности ограничены, это особенно ценно».

Участники отмечают не только профессиональную пользу, но и эмоциональный заряд от обучения. «В рутинной текучке иногда не видишь очевидных решений. А здесь коллеги делятся своим опытом, появляются новые идеи, в том числе лежащие на поверхности, не заметные ранее из-за „замыленности“ взгляда, будничных задач. Для руководителя такая перезагрузка не менее важна, чем получение новых знаний», — делится главврач обратной связью от коллег.

Проект планируется сделать постоянной площадкой подготовки управленческих кадров. Как подчеркивает Николай Измалков, это позволит создать систему непрерывного профессионального роста руководителей, что в перспективе приведет к повышению эффективности работы всего здравоохранения региона. «Когда каждый главный врач сможет грамотно распоряжаться ресурсами, внедрять лучшие практики и мотивировать коллектив, это неизбежно отразится на качестве медицинской помощи для пациентов», — заключает куратор проекта.

Для обучающихся организуют лекции и практические модули в формате экскурсий по ведущим медицинским организациям региона, где слушатели смогут ознакомиться с лучшими региональными практиками организаций здравоохранения.

Неотъемлемым пунктом обучающей программы является посещение Клиник СамГМУ, где слушатели, в частности, знакомятся с уникальной цифровой операционной, оснащенной системой хирургической навигации «Автоплан» — собственной разработки университета. Также участники посещают другие структурные подразделения вуза — Центр серийного производства, Инжиниринговый центр, Институт инновационного развития.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/01082/

Читать полностью
01.08.2025 Врач-уролог Клиник СамГМУ рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли

Врач-уролог отделения пересадки органов и урологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Алиса Бухлаева рассказала, что такое синдром хронической […]


01.08.2025 Врач-уролог Клиник СамГМУ рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли

Врач-уролог отделения пересадки органов и урологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Алиса Бухлаева рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли (СХТБ) и из-за чего он возникает.

Синдром хронической тазовой боли — это постоянная или периодическая боль доброкачественного характера в области таза, которая длится не менее трех месяцев. Она появляется без определенной органической причины — такой, как инфекция, воспаление или злокачественный процесс. В этом случае первичный болевой синдром возникает из-за изменения восприятия боли на уровне центральной нервной системы.

У женщин СХТБ может сопровождаться такими симптомами, как боль при половом акте, нарушения мочеиспускания, боль при мочеиспускании и опорожнении кишечника. Также она может сочетаться с функциональными нарушениями соседних органов — половой системы, мочевого пузыря, прямой кишки.

У мужчин хроническая тазовая боль проявляется нарушением мочеиспускания и дефекации, проблемами с эрекцией, болью в смежных органах — мошонке, мочевом пузыре, прямой кишке.

«Боль при СХТБ может беспокоить в одной или нескольких областях малого таза, — говорит Алиса Бухлаева. — Во время диагностики в первую очередь исключают патологии соответствующего внутреннего органа. Слово „синдром“ появляется в диагнозе только после того, как установлено значение работы центральной нервной системы в формировании боли. Современная медицина склонна оценивать причины СХТБ в комплексе. Для успешного лечения необходимо учитывать взаимодействие психологических, биологических, социальных факторов. Например, биологические нарушения становятся инициаторами возникновения боли. Социальное окружение вызывает у человека определенную поведенческую реакцию, которая влечет за собой внутренние и внешние психологические конфликты. В свою очередь, нарушение психологического равновесия вызывает гормональный дисбаланс, сбой в синтезе нейромедиаторов, меняет состояние вегетативной нервной системы и течение биохимических реакций в головном мозге. Так формируется синдром хронической боли тазового дна».

Врач подчеркнула, что эффективное лечение и диагностика СХТБ требуют междисциплинарного взаимодействия. Помимо медикаментозной терапии используются методы хирургического лечения, реабилитации, физиотерапии и психотерапии.

«СХТБ — это сложное и многогранное заболевание, которое требует комплексного подхода, так как с момента начала симптомов до установки верного диагноза могут пройти даже несколько десятков лет, — говорит Алиса Бухлаева. — Пациент с тазовой болью устает от походов к врачам и дезадаптирован в социуме. Обязанность врача-нейроуролога — распутать клубок проблем, которые привели к СХТБ, назначить адекватное лечение и дать инструменты реабилитации для возвращения в полноценную жизнь без боли».

Напомним, в 2024 году в Клиниках СамГМУ открылось первое в Самаре нейроурологическое подразделение с возможностью диагностики, лечения и реабилитации пациентов с дисфункцией тазового дна. В нем проводят комплексное уродинамическое исследование, лечение хронического и интерстициального циститов, хронической тазовой боли, недержания мочи, блокаду полового нерва и его ветвей при нейропатии, реабилитацию после родов и операций, ботулинотерапию мышц тазового дна и интравезикальное введение ботулотоксина при гиперактивном мочевом пузыре.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/0108/

Читать полностью
Все новости
Поделитесь с нами своими предложениями
или задайте вопрос о работе Клиник!