02.11.2020

Доктор Пес: истории собак, которые спасают детей каждый день

В пользе канистерапии убедились уже давно. Рассказываем о нескольких четвероногих лекарях и ребятишках, которым они помогли.

Собаки в России уже давно стали не только бравыми полицейскими или проводниками для слепых, но и настоящими врачами. Они работают в медицинских центрах по всей стране. И для детей они становятся настоящими спасителями. Эксперты объясняют: для детей с нарушениями зрения, восприятия, психомоторного или эмоционального развития собака выступает важным посредником между ними и окружающим миром.

Научила слепого мальчика играть в мяч

Золотистый ретривер Джой – доктор в третьем поколении. С ее бабушки Олли начиналась столичная канис-терапия, «семейное дело» продолжили дочь Олли – Ника, и ее внучка Джой.

— В нашей семье Джой была «младшим научным сотрудником», на фоне бабушки и мамы мы воспринимали ее как щенка, — рассказывает руководитель группы канистерапии «Солнечный пес» АНО Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов» Москвы Татьяна Любимова. – Но когда она выходила к детям, становилось понятно, что это уже полноценный «хвостатый доктор», очень чуткий, любящий детей.

Лабрадоры и золотистые ретриверы из центра «Солнечный пес» работают с детишками с самыми разными заболеваниями. ДЦП, синдром Дауна, аутизм, нарушение речевого и психомоторного развития, тяжелые паллиативные ребятишки – к каждому собаки находят подход.

— Нередко по поведению собаки мы понимаем, какой диагноз у ребенка, — говорит Татьяна Любимова. – Иногда одни и те же приемы канистерапии дают разный эффект. Например, упражнение «коврик», когда с ребенком лежа одна, две, иногда до семи собак – для малыша с нарушениями двигательных функций оно приносит расслабление, помогает почувствовать свое тело. А ребенку с аутизмом дает чувство защищенности и помогает выстроить диалог с миром.

Порой занятия с четвероногим терапевтом дают поразительные результаты. Например, одного своего незрячего маленького пациента Джой научила… играть в мяч. Собака подносила мячик с бубенчиками внутри к мальчику, потом уводила морду в сторону, дожидаясь, пока он потянется за звенящей игрушкой — в результате слепой малыш научился свободно играть в мяч с собакой – да так, что сторонние наблюдатели даже не могли заподозрить, что ребенок ничего не видит!

Первые слова – доктору Нюше

Золотистый ретривер Нюша из Омска начала работать врачом с самого юного возраста. Ее хозяйка, руководитель городского центра канис-терапии «Лапу, друг», дипломированный кинолог, канистерапевт и психолог Наталья Чайка, вспоминает: когда 8 лет назад методика в Омске только зарождалась, они с Нюшей методом проб и ошибок нащупывали оптимальные приемы и техники, пускали щенка играть с детьми и наблюдали за реакцией.

За восемь лет «через лапы» Нюши прошли сотни ребятишек. Сейчас ретривер – уже признанный эксперт в работе с самым тяжелыми, паллиативными малышами.

— Это лежачие ребятишки, у многих из них уже термальная стадия,- рассказывает Наталья Чайка. – После занятий с Нюшей у них возвращаются сенсорные ощущения. Нередки случаи, когда собака прогревает животик и это живое тепло способствует восстановлению туалетных навыков.

Нюша прекрасно понимает свою ответственную задачу — хотя собаке приходится по 20 минут лежать в неудобной для нее позе, за время сеанса она не шелохнется. Увидев такую неподвижность, некоторые удивляются – вот это флегматик! Но это не темперамент, а выдержка – с ребятами, которым требуется двигательная активность, Нюша много и с удовольствием бегает.

На счету Нюши – множество случаев выздоровления детишек. Не чудес – канистерапевты не любят это слово, ведь результат приходит в результате долгой работы.

— Благодаря Нюше несколько ребят с ОВЗ буквально научились ходить, держась на собаку,- рассказывает Наталья Чайка. – А один из наших маленьких пациентов заговорил только тогда, когда ему потребовалось пообщаться с Нюшей. Мы сказали ему – хочешь, чтобы она выполняла твои команды, дала лапу – тебе придется сказать ей об этом. И малыш сделал это!

Читал собаке сказки и «увидел» других людей

Лабрадору Лейле из Санкт-Петербурга девять лет. Восемь из них она работает доктором для детишек-аутистов.

— У меня был прекрасный добродушный пес, было свободное время, и я поняла, что мы можем принести пользу людям, — делится директор Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации канис-терапии и подготовки собак-помощников «Собаки для жизни» Яна Задорожная. – Нам с Лейлой обеим пришлось пройти серьезное обучение. Учились налаживать контакт между собакой и посторонними людьми, правильно реагировать на разные раздражители, ведь ребенок может дернуть за лапу, случайно сделать больно. Самым сложным для моей активной собаки оказалось научиться усидчивости, но мы с этим справились.

В 2014 году Яна организовала проект «Дети читают собакам» — малыши с аутизмом учились коммуникации через общение с книгой и четвероногими собеседниками. Занятия проходят четыре дня в неделю, за день Лейла успевает пообщаться с шестью ребятишками. Кроме того, Доктор Лейла регулярно выезжает на групповые занятия с особыми малышами.

— Собака – не волшебная таблетка, но результат мы видим сами, — говорит Яна Задорожная. –Несколько лет назад к нам привели мальчика, Родиона. Невероятно талантливого – в пять лет он уже сам (!) научился говорить по-английски. А вот общаться с окружающим миром у него никак не выходило. Читая собаке сказки, Родион так увлекся этим процессом, что возвращаясь с занятий продолжал читать и дома – уже младшей сестренке. Начал общаться с ней – а потом уже и с остальным миром. Сейчас Родион успешно учится в третьем классе.

Лучшая собака-терапевт

Бордер-колли Ася из Тольятти большую часть своей жизни посвятила медицине. Это самый известный в городе на Волге хвостатый доктор – в 2018 году черно-белая красотка стала победителем премии BestRussianDog в номинации «Лучшая собака-терапевт». Невероятно дружелюбная и обаятельная, Ася легко ладит с любым ребенком, без труда переносит повышенное внимание и постоянные «обнимашки». Благодаря помощи четвероногого эскулапа у детей с ДЦП и синдромом Дауна возрастают способности к концентрации, усидчивость, повышается внимание.

— Благодаря взаимодействию с собакой у ребятишек с ОВЗ не только развивается пространственное мышление, но и, например, «прокачиваются» навыки самообслуживания, способность концентрировать свое внимание на выполнении какой-то задачи, — рассказывает хозяйка Аси Ида Ринге. – Например, всего месяца занятий с Асей хватило маленькой Лизе, чтобы значительно повысить время концентрации во время выполнения упражнений. Общение с животным влияет на развитие эмоций, у нас была девочка Алена, которая обняла Асю, да так и просидела с ней до конца терапии, приговаривая «Собачка добрая, собачка пушистая».

Сейчас Ида с Асей разрабатывают новое направление – аджилити для ребятишек с ОВЗ: малыши будут пробовать себя в роли собачьих тренеров при прохождении полосы препятствий.

— Аджилити – не самый простой спорт даже для здоровых детей. Такие занятия помогут нашим пациентам повысить внимание, концентрацию, развить память и координацию движений, — уверена Ида Ринге.

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Пес спас хозяина, забрав себе его болезнь

Эта невероятная история случилась в семье организаторов деревни ездовых собак «Серебро Севера» в Самарской области. Несколько лет назад хозяевам питомника хаски, Сергею и Светлане Семеновым, пришлось пережить настоящую «черную полосу» — у Сергея случился инсульт, а сразу вслед за этим ему поставили страшный диагноз – цирроз печени.

— Когда я это услышала, жизнь будто остановилась, — Светлане Семеновой до сих пор тяжело вспоминать эту историю. – Не помню, как я приехала в питомник, как встала среди собак, раскинула руки и буквально завыла от горя и страха.

Хаски по кличке Глуша был вожаком упряжки Сергея. Светлана обняла пса, рассказала ему об их общем горе. Пес внимательно слушал, глядя пронзительными голубыми глазами – как будто все понимал. А на следующий день с Глуши сняли клеща. Обычное дело, такое случалось не раз. Но… через сутки молодой здоровый пес умер – отказала печень. А у Сергея при следующем обследовании диагноз не подтвердился.

— Я чувствую, что это Глуша на себя Сережину болезнь взял, — уверена Светлана. – С тех пор пес стал настоящим талисманом, ангелом-хранителем нашей семьи.

КОМПЕТЕНТНО

Ольга Ковшова,

Медицинский психолог, психотерапевт, завкафедрой медицинской психологии СамГМУ

— Для детей с нарушениями зрения, восприятия, психомоторного или эмоционального развития собака выступает важным посредником, переходным объектом между ним и окружающим миром. Животное помогает сформировать новый навык в выражении своих чувств, развивает тактильное восприятие и навык взаимодействия. Сначала ребенок обращает внимание на собаку. Он молчит – и собака молчит. Но потом ребенок видит, как взрослый начинает общаться с животным, как оно его слушается – и ребенку хочется это взаимодействие повторить.

Источник: https://www.samara.kp.ru/daily/2171202.5/4314044/

Последние статьи

Вернуться
Поделитесь с нами своими предложениями
или задайте вопрос о работе Клиник!