16.06.2023

Ректор СамГМУ на ПМЭФ рассказал о разработке новых технологий и решений для пациентов

Ректор СамГМУ, профессор РАН, заслуженный деятель науки РФ Александр Колсанов принял участие в работе секции «Развитие здравоохранения как фактор экономического роста» в рамках международного экономического форума (ПМЭФ-2023) в Санкт-Петербурге. Ректор поделился опытом создания в университете новых технологий и решений для конкретного пациента.

Александр Колсанов отметил, что сегодня вузы активно включились в эту повестку.

«СамГМУ сконцентрирован на создании полного цикла „от идеи до продукта“, — говорит Александр Колсанов. — У нас есть RnD, инжиниринг, не так давно мы открыли собственный Центр серийного производства. На открытии присутствовал лично министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Тогда как раз было озвучено, что вузы теперь не только должны, как мы говорим, учить, лечить и заниматься наукой. Но и развивать новую производственную компетенцию, которая позволяет создавать инновационные решения».

Ректор также подчеркнул, что в научной составляющей университет сделал акцент на продуктовой логике. Фундаментальная наука при этом остается, но если ученый не понимает, какой продукт может получиться на выходе, такие исследования университет не финансирует.

«Нельзя быть экспертом сразу во всем, поэтому мы выбрали для себя фокусировку „ИТ медицина“, — говорит Александр Колсанов. — Как правило, прорывы всегда происходят на стыке разных направлений».

Ректор СамГМУ рассказал, что уже создан ряд решений: система хирургической навигации, реабилитационные изделия, которые позволяет выстраивать индивидуальную карту реабилитации конкретного пациента, телемедицинские решения, индивидуальные эндопротезы, которые изготавливаются по анатомическим параметрам пациента, различные образовательные решения.

«Очень важно, что наши разработки активно используются за рубежом, — говорит Александр Колсанов. — Продукция поставляется уже в 11 стран. Для нас это обратная связь о продуктах, которые мы изготавливаем».

Александр Колсанов также отметил важность работы университета с индустриальными партнерами. Это необходимо прежде всего чтобы понимать особенности рынка и его потребности.

«В этой логике вуз очень хорошо участвует в программе „Приоритет 2030“, но особо хочу подчеркнуть — в программе Передовых инженерных школ, — говорит ректор. — В рамках этой программы наш медицинский вуз начал готовить инженеров и айтишников с углубленными знаниями анатомии. И, конечно, мы сейчас заходим в трансформацию медицинского образования, там тоже требуется индивидуализация, и сейчас отрабатывается модель подготовки кадров по трекам».

В завершение ректор СамГМУ подчеркнул, что медицинские вузы сегодня являются драйверами изменений и для отрасли здравоохранения, и для территории, где они располагаются. И все усилия направлены на главный вопрос — создание технологий для повышения качества жизни и здоровья пациентов.

Директор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ Ольга Кобякова отметила, что недавно побывала в СамГМУ и своими глазами увидела созданную в нем инновационную инфраструктуру.

«Как бывший ректор медицинского вуза хочу сказать, что СамГМУ — это единственный в России университет такого уровня, — сказала Ольга Кобякова. — У вуза есть слоган — первый медицинский технологический. И это абсолютная правда. Цеха, которые есть у СамГМУ, я видела только на самых современных производствах».

Участие в работе секции также приняли заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев, директор Национального медицинского исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава РФ, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике Минздрава РФ Оксана Драпкина и заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства Наталья Стадченко. Модератором секции выступила специальный корреспондент телеканала «Россия 1» Алена Рогозина.

Последние новости

06.08.2025 Врач-ортодонт Клиник СамГМУ рассказала, для чего детям брекеты и в каком возрасте их устанавливать

Врач-ортодонт отделения цифровой стоматологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Наталия Родикова рассказала, для чего детям нужны брекеты […]


06.08.2025 Врач-ортодонт Клиник СамГМУ рассказала, для чего детям брекеты и в каком возрасте их устанавливать

Врач-ортодонт отделения цифровой стоматологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Наталия Родикова рассказала, для чего детям нужны брекеты и в каком возрасте лучше их устанавливать.

Врач пояснила, что установка брекет-системы может быть необходима в различных клинических ситуациях для профилактики проблем со здоровьем:

  • кариес и проблемы с деснами — при скученном положении зубов гораздо труднее проводить гигиену, что может приводить к кариесу и воспалению десен;
  • нарушения пищеварения — неправильный прикус мешает тщательно пережевывать пищу, что может способствовать возникновению проблем с желудком;
  • затрудненное дыхание и речь — некоторые патологии прикуса влияют на положение языка в полости рта и дыхание, приводя к храпу или логопедическим проблемам.

Чаще всего брекеты ставят в 11–14 лет, когда произошла практически полная смена молочных зубов на постоянные, челюсть активно растет, что облегчает коррекцию.

«Можно ли ставить раньше или позже? До 10 лет брекеты используют редко, но иногда их назначают при серьезных аномалиях, а также в некоторых случаях ставится частичная брекет-система. После 14 лет, при полностью сформированном постоянном прикусе, лечение также возможно, но может занять больше времени, так как активный рост челюстей к этому возрасту начинает замедляться. Точный срок установки определяет ортодонт после диагностики — рентгена, слепков», — рассказала Наталия Родикова.

Брекеты у детей — это не только про красоту, но и про здоровье. Лучше всего начинать лечение на брекет-системе с 10–14 лет, но подготовку и лечение на съемной аппаратуре (пластинках) стоит начать раньше. Чем раньше исправить прикус, тем проще и быстрее будет результат.

Противопоказанием к установке могут быть заболевания нервной системы, задержка психического развития, проблемы с пародонтом, отметила врач.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/06082/

Читать полностью
01.08.2025 Главврач Клиник СамГМУ Николай Измалков: «Школа главного врача поможет решить системные проблемы здравоохранения»

В Самарской области при координации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) продолжается реализация проекта «Школа главного врача: регион». В числе 10 […]


01.08.2025 Главврач Клиник СамГМУ Николай Измалков: «Школа главного врача поможет решить системные проблемы здравоохранения»

В Самарской области при координации Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) продолжается реализация проекта «Школа главного врача: регион». В числе 10 пилотных регионов Самарская область собирает на интенсивных курсах руководителей медицинских учреждений из регионов страны. Обучение сочетает теоретическую подготовку с изучением лучших практик на базе Клиник СамГМУ. Проект реализуется по поручению Минздрава России, а организатором и методологом проекта выступает Центральный институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (ЦНИИОИЗ).

Главный врач Клиник СамГМУ, куратор проекта Николай Измалков отмечает, что этот проект может стать настоящим драйвером позитивных перемен в системе здравоохранения, действенным механизмом в решении ключевых проблем в медицинском менеджменте.

По его словам, сегодня нужны принципиально новые подходы к подготовке управленческих кадров. «Не случайно это проект появился в период активных преобразований в системе здравоохранения, когда от руководителей требуются гибкость и готовность к изменениям, — отмечает он. Наша задача — не просто дать теорию, а показать работающие модели организации медицинской помощи, которые можно адаптировать в любом учреждении».

Николай Измалков подробно объясняет уникальность образовательного подхода: «Современному руководителю недостаточно быть хорошим врачом — необходимо разбираться в экономике, инфраструктуре, оборудовании. Наши занятия — это не лекции для первого курса, а живое общение, разбор реальных кейсов, когда специалисты из разных учреждений в сходных условиях ищут нестандартные решения. Такой обмен мнениями рождает новые идеи, а главное — создает готовые решения, которые можно сразу применять на практике».

По словам Николая Измалкова, особая ценность проекта — в его интерактивном формате: «Когда в группе равных по статусу и заинтересованных специалистов идет дискуссия, это позволяет структурировать знания, которые раньше были разрозненными. Участники уходят не с конспектами, а с четким пониманием, как оптимизировать ресурсы — временные, кадровые, финансовые. В условиях, когда задачи растут, а возможности ограничены, это особенно ценно».

Участники отмечают не только профессиональную пользу, но и эмоциональный заряд от обучения. «В рутинной текучке иногда не видишь очевидных решений. А здесь коллеги делятся своим опытом, появляются новые идеи, в том числе лежащие на поверхности, не заметные ранее из-за „замыленности“ взгляда, будничных задач. Для руководителя такая перезагрузка не менее важна, чем получение новых знаний», — делится главврач обратной связью от коллег.

Проект планируется сделать постоянной площадкой подготовки управленческих кадров. Как подчеркивает Николай Измалков, это позволит создать систему непрерывного профессионального роста руководителей, что в перспективе приведет к повышению эффективности работы всего здравоохранения региона. «Когда каждый главный врач сможет грамотно распоряжаться ресурсами, внедрять лучшие практики и мотивировать коллектив, это неизбежно отразится на качестве медицинской помощи для пациентов», — заключает куратор проекта.

Для обучающихся организуют лекции и практические модули в формате экскурсий по ведущим медицинским организациям региона, где слушатели смогут ознакомиться с лучшими региональными практиками организаций здравоохранения.

Неотъемлемым пунктом обучающей программы является посещение Клиник СамГМУ, где слушатели, в частности, знакомятся с уникальной цифровой операционной, оснащенной системой хирургической навигации «Автоплан» — собственной разработки университета. Также участники посещают другие структурные подразделения вуза — Центр серийного производства, Инжиниринговый центр, Институт инновационного развития.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/01082/

Читать полностью
01.08.2025 Врач-уролог Клиник СамГМУ рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли

Врач-уролог отделения пересадки органов и урологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Алиса Бухлаева рассказала, что такое синдром хронической […]


01.08.2025 Врач-уролог Клиник СамГМУ рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли

Врач-уролог отделения пересадки органов и урологии Клиник Самарского государственного медицинского университета Минздрава России (СамГМУ) Алиса Бухлаева рассказала, что такое синдром хронической тазовой боли (СХТБ) и из-за чего он возникает.

Синдром хронической тазовой боли — это постоянная или периодическая боль доброкачественного характера в области таза, которая длится не менее трех месяцев. Она появляется без определенной органической причины — такой, как инфекция, воспаление или злокачественный процесс. В этом случае первичный болевой синдром возникает из-за изменения восприятия боли на уровне центральной нервной системы.

У женщин СХТБ может сопровождаться такими симптомами, как боль при половом акте, нарушения мочеиспускания, боль при мочеиспускании и опорожнении кишечника. Также она может сочетаться с функциональными нарушениями соседних органов — половой системы, мочевого пузыря, прямой кишки.

У мужчин хроническая тазовая боль проявляется нарушением мочеиспускания и дефекации, проблемами с эрекцией, болью в смежных органах — мошонке, мочевом пузыре, прямой кишке.

«Боль при СХТБ может беспокоить в одной или нескольких областях малого таза, — говорит Алиса Бухлаева. — Во время диагностики в первую очередь исключают патологии соответствующего внутреннего органа. Слово „синдром“ появляется в диагнозе только после того, как установлено значение работы центральной нервной системы в формировании боли. Современная медицина склонна оценивать причины СХТБ в комплексе. Для успешного лечения необходимо учитывать взаимодействие психологических, биологических, социальных факторов. Например, биологические нарушения становятся инициаторами возникновения боли. Социальное окружение вызывает у человека определенную поведенческую реакцию, которая влечет за собой внутренние и внешние психологические конфликты. В свою очередь, нарушение психологического равновесия вызывает гормональный дисбаланс, сбой в синтезе нейромедиаторов, меняет состояние вегетативной нервной системы и течение биохимических реакций в головном мозге. Так формируется синдром хронической боли тазового дна».

Врач подчеркнула, что эффективное лечение и диагностика СХТБ требуют междисциплинарного взаимодействия. Помимо медикаментозной терапии используются методы хирургического лечения, реабилитации, физиотерапии и психотерапии.

«СХТБ — это сложное и многогранное заболевание, которое требует комплексного подхода, так как с момента начала симптомов до установки верного диагноза могут пройти даже несколько десятков лет, — говорит Алиса Бухлаева. — Пациент с тазовой болью устает от походов к врачам и дезадаптирован в социуме. Обязанность врача-нейроуролога — распутать клубок проблем, которые привели к СХТБ, назначить адекватное лечение и дать инструменты реабилитации для возвращения в полноценную жизнь без боли».

Напомним, в 2024 году в Клиниках СамГМУ открылось первое в Самаре нейроурологическое подразделение с возможностью диагностики, лечения и реабилитации пациентов с дисфункцией тазового дна. В нем проводят комплексное уродинамическое исследование, лечение хронического и интерстициального циститов, хронической тазовой боли, недержания мочи, блокаду полового нерва и его ветвей при нейропатии, реабилитацию после родов и операций, ботулинотерапию мышц тазового дна и интравезикальное введение ботулотоксина при гиперактивном мочевом пузыре.

Источник: https://samsmu.ru/news/2025/0108/

Читать полностью
Все новости
Поделитесь с нами своими предложениями
или задайте вопрос о работе Клиник!