В Клиниках СамГМУ впервые установили челюстной индивидуальный титановый эндопротез
Челюстно-лицевые хирурги клиник СамГМУ впервые в России провели операцию по восстановлению функции нижней челюсти пациента при помощи персонифицированного эндопротеза.
Новая технология создания титановых эндопротезов создана НИИ Бионики и персонифицированной медицины университета. Объекты выращивают из мелкодисперсного титанового порошка слой за слоем по индивидуальной 3D-модели. Модель создается на основе снимков КТ и МРТ пациента.
Технология производства протезов создана межвузовским консорциумом в рамках научно-образовательного центра «Инженерия будущего». В него вошли СамГМУ, Самарский национальный университет им. С. П. Королева и Тольяттинский госуниверситет. Преимуществом технологии является безопасность и высокая биосовместимость материала. Как следствие — улучшение качества жизни пациента: часть сустава замещается на титановый без потери функциональности и мобильности. Технология ученых технических вузов и медиков Самарской области уникальна. Помимо того, что имплант создается под каждого пациента индивидуально, на его поверхность напыляется сложный состав, обеспечивающий биосовместимость протеза с организмом человека.
Как пояснил заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, член-корреспондент РАН Иван Байриков, в челюстно-лицевой хирургии существует большая проблема восполнения дефектов и устранения деформаций челюстей. Дефекты челюсти могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате травм и хирургических вмешательств по поводу опухолей и опухолеподобных образований.
«Перед хирургом стоит задача, как этот дефект заполнить, потому что организм не терпит пустот, — говорит Иван Байриков. — Если возникает пустота, значит будет рубец, деформация, нарушение функций — человек не сможет пережевывать пищу, откусывать, разговаривать. В конце концов, внешний облик человека сильно меняется и он не может находиться в обществе. Мы говорим о дефекте нижней челюсти, поскольку она самая подвижная, придает облик и участвует как в акте откусывания и разжевывания, так и в разговоре».
Чтобы восстановить целостность нижней челюсти, традиционно используются титановые пластины, которые устанавливаются в область дефекта и удерживают челюсть в правильном положении. Но толщина пластины настолько мала, что жевательную функцию она выполнять не может. Поэтому пластины выполняют только удерживающую функцию фрагментов нижней челюсти. Кроме того, в процессе жевания возникает огромное давление, и поскольку металл каждый день испытывает такие нагрузки на прочность, возникает так называемая усталость металла, и часто пластина ломается.
«Мы сделали очередной шаг — начали применять дентальные имплантаты, которые устанавливаются в аутотрансплантат и крепятся к эндопротезу, — рассказывает Иван Байриков. — Наиболее подходящий аутотрансплантат для фиксации дентальных имплантатов — малая берцовая кость. То есть, нужна была еще и операция на нижней конечности, чтобы забрать кость. Но это дополнительная травма, увеличение объема оперативного вмешательства и не всегда удача в плане консолидации трубчатой кости с плоскими костями. Поэтому мы поставили перед собой задачу: найти способ замещения удаленного фрагмента из титановой конструкции».
Теперь у специалистов есть возможность индивидуально, в зависимости от того, какой участок челюсти удалили у пациента, изготовить и установить титановый эндопротез. Этот эндопротез имеет посадочные места для зубных имплантатов.
«Мы одновременно устанавливаем и зубной имплантат, и восстанавливаем непрерывность нижней челюсти, и функцию, и эстетику лица, — говорит ученый. — Как показала практика, не было никаких проблем с механическими свойствами протеза, ни один из них не сломался».