Врачи Клиник СамГМУ впервые в регионе провели замену височно-нижнечелюстного сустава новым методом
В Клиниках Самарского государственного медицинского университета впервые провели замену височно-нижнечелюстного сустава индивидуальным эндопротезом по новой методике. Она заключается в том, что для замены сустава пациенту выполнили всего один наружный разрез перед ухом. Кроме того, операцию провели с использованием индивидуального эндопротеза из титана и высокомолекулярного полиэтилена, изготовленного в НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ. Благодаря этому удалось устранить дефект и вернуть пациенту возможность жить полноценной жизнью.
У мужчины еще в детстве диагностировали анкилоз (неподвижность) височно-нижнечелюстного сустава, из-за чего он не мог жевать и даже открывать рот. Много лет назад в Оренбурге пациенту провели протезирование с помощью стандартной реконструктивной пластины с имитацией суставной головки.
«Такой протез не имитирует впадину основания черепа, из-за чего спустя годы головка протеза мыщелкового отростка оказалась в полости черепа, — пояснил заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии СамГМУ, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор Иван Байриков. — Из-за этого пациент не мог жевать, нормально говорить и, в то же время, это травмировало вещество головного мозга. Нашей задачей было убрать ранее установленный протез и установить конструкцию височно-нижнечелюстного сустава, которая предусматривает не только головку мыщелкового отростка, но еще и впадину основания черепа. Она изготовлена по нашему заданию индивидуально по данным КТ пациента».
Врач челюстно-лицевой хирург, ассистент кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии СамГМУ Антон Королев добавил, что особенность операции в использовании эстетического доступа — разрез делается в области уха и после вмешательства у пациента не возникнет никаких внешних изменений.
«Кроме того, раньше не восстанавливалась сама суставная впадина, из-за чего был риск повторного прободения головки протеза в полость черепа, а наш метод это исключает, — говорит Антон Королев. — Хирургу с индивидуальным протезом работать значительно проще — не требуется никакой подгонки во время операции, он буквально „ложится“ на свое место и это кратно улучшает как функциональный, так и эстетический результат лечения».
В течение двух недель после операции пациент будет находиться в стационаре, затем его выпишут на амбулаторное наблюдение и реабилитацию. Жевательная функция у него восстановится уже в течение первой недели после хирургического вмешательства.
Как отметил Иван Байриков, подобная патология височно-нижнечелюстного сустава очень распространена, но в Самарской области такие операции не выполняются, из-за чего пациентам приходится ездить в Москву. Поэтому было принято решение развивать это направление в регионе.