За два года работы Центра дистанционной медицины Клиник СамГМУ помощь оказана пациентам из более 50 регионов страны
Два года назад в Клиниках Самарского государственного медицинского университета открылся Научно-практический центр дистанционной медицины. За это время центр показал высокую эффективность в повышении качества и доступности оказания медицинской помощи, а также значительно нарастил объемы телемедицинских консультаций. Впервые в Самарской области внедрен в практику целый ряд различных видов медицинской помощи, реализуемых с помощью телемедицинских технологий.
Во второй половине 2022 года успешное взаимодействие с Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения Минздрава России позволило вывести СамГМУ на более качественный уровень оказания телемедицинской помощи. Университет был включен в перечень федеральных медицинских организаций, оказывающих телемедицинскую помощь, что позволяет дистанционно консультировать медучреждения любого субъекта РФ.
Общее количество телемедицинских консультаций значительно увеличилось. Если в 2022 году их число составило 8 549, то в 2023 году — 13 212. По сравнению с 2021 годом оно возросло практически в 40 раз.
За два года в рамках Федеральной телемедицинской системы с участием специалистов Клиник СамГМУ выполнено более 700 телемедицинских консультаций, оказана помощь пациентам из более чем 50 регионов России, в том числе из Республики Крым и четырех новых регионов страны.
В рамках Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) за два года с участием специалистов Клиник было выполнено более 1 тысячи телемедицинских консультаций в формате «врач-врач», оказана консультативная помощь врачам Самары, Тольятти, Сызрани и 21 района Самарской области.
«Впервые в Самарской области введен в практику такой вид медицинской помощи, реализуемый с помощью телемедицинских технологий, как послеоперационный телепатронаж для профилактики послеоперационных осложнений — телемедицинское сопровождение пациентов после хирургических вмешательств, — рассказал директор научно-практического центра дистанционной медицины Андрей Гаранин. — А также фаст-трек технологии в области травматологии и ортопедии, кардиологии (предоперационная подготовка к операции с применением информационно-телекоммуникационных технологий с последующим удаленным контролем за состоянием пациента) и дистанционное диспансерное наблюдение. Количество услуг по послеоперационному патронажу за год увеличилось более чем в 10 раз, по фаст-трек технологиям — почти в три раза, по дистанционному диспансерному наблюдению — почти в 28 раз».
В рамках реализации корпоративных программ сохранения здоровья работающего населения у работников предприятий-партнеров СамГМУ проводится удаленная интерпретация результатов лабораторных и инструментальных методов исследования с последующим проведением телемедицинских консультаций, очного приема, или направления на госпитализацию для стационарного лечения в Клиниках.
В научно-практическом центре дистанционной медицины разрабатываются программные продукты для удаленного массового анализа состояния здоровья населения, оценки его качества жизни и приверженности лечению, чтобы в дальнейшем создать персонифицированные программы прогнозирования и предотвращения хронических неинфекционных заболеваний, их обострений и осложнений.
Совместно с Передовой медицинской инженерной школой СамГМУ проводятся исследования в области телемедицины с использованием телемедицинской платформы и портативного комплекса, дистанционной оценки биометрии, цифровой аускультации и визуализирующей фотоплетизмографии. Главная цель — формирование датасетов для машинного обучения и последующего создания на их основе систем поддержки принятия клинических решений, в том числе на основе искусственного интеллекта.