В четверг, 27 января, при поддержке СамГМУ состоялся круглый стол «Телемедицина как инструмент повышения доступности и качества медицинской помощи». В нем приняли участие эксперты как со стороны государственной, так и частной медицины из России и других стран.
Ректор СамГМУ, профессор РАН Александр Колсанов рассказал, что по данным экспертов, от 5 до 10% жителей страны уже пользуются телемедицинскими услугами. Особенно телемедицинские технологии востребованы в период пандемии COVID-19, когда важно следить за состоянием пациентов, находящихся на самоизоляции и не имеющих возможности прийти на прием.
«В первую очередь это актуально для пациентов онкологического и кардиологического профиля, которые требуют постоянного наблюдения, — отметил ректор. — В СамГМУ эта тема развивается очень активно: был открыт телемедицинский центр для помощи врачам первичного звена, сейчас в COVID-госпитале Клиник проходят апробацию телемедицинские комплексы, разработанные специалистами Института инновационного развития. Они позволяют врачам отслеживать состояние пациентов, не находящихся на стационарном лечении. Также в рамках соглашений с нашими индустриальными партнерами мы ведем совместную работу над проектами, направленными на внедрение цифровых продуктов и решений в практику. Отдельно хочу отметить, что 18 января вице-премьер России Татьяна Голикова объявила о существенных изменениях в работе здравоохранения, в том числе о расширении перечня услуг, предоставляемых посредством телемедицины, и оформлении больничных дистанционно. Также минздрав рекомендовал включить в подушевой норматив дистанционный мониторинг больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Процесс идет, и мы надеемся, что он позволит сделать медицинскую помощь доступнее для населения и упростить жизнь медицинским работникам».
Ректор подчеркнул, что одно из направлений развития в программе университета — широкая апробация, отработка и внедрение телемедицинских и цифровых сервисов в систему поддержки принятия врачебных решений (СППВР) на базе Клиник СамГМУ.
В Клиниках будет создан центр дистанционной медицины — новое структурное подразделение, где будут скоординированы все телемедицинские проекты, которые уже есть в университете. Начинается реализация проекта «Цифровой стационар» — дистанционный мониторинг, при котором пациент будет получать персональный формат наблюдения до и после операции. Планируется запуск новых направлений телемедицинских консультаций по лучевым методам диагностики, стоматологии, реабилитации и др. Активно идет работа по созданию управления системой телемедицины и СППВР. Также одна из ключевых задач в рамках участия вуза в программе «Приоритет 2030» — создание новых образовательных программ для подготовки кадров. Образовательные программы будут трансформировать под новый профиль «врача будущего», который должен владеть телемедицинскими сервисами и другими современными технологиями.
Директор НИИ кардиологии СамГМУ Дмитрий Дупляков рассказал о новом медицинском исследовании, проведенном на тему эффективности передовых методов диагностики состояния здоровья пациентов с хронической сердечной недостаточностью.
«В декабре мы закончили скрининг 401 пациента, половина из которых проходили стандартный курс лечения и диагностики, а половина проводили регулярный мониторинг давления, — говорит Дмитрий Дупляков. — Уже сейчас мы можем подтвердить, что среди людей, подключенных к системе удаленного мониторинга, наблюдается снижение числа повторных госпитализаций и смертности от сердечнососудистых заболеваний более чем в 3 раза».
В рамках круглого стола участники также обсудили опыт применения телемедицины в России и за рубежом — к мероприятию присоединились докладчики из Израиля и Великобритании, а также возможности для расширения поля использования технологии.
Большинство участников и слушателей круглого стола отметили, что телемедицина стала важным шагом развития медицины и может быть полезна в работе. При этом 67% респондентов отметили, что объем медпомощи, который возможно предоставить в рамках телемедицинской консультации, включает постановку диагноза, назначение и корректировку лечения, а также ведение дистанционного мониторинга. Среди ключевых барьеров участники назвали вопросы регулирования (78% опрошенных), незрелость технологии и отсутствие необходимых кадров выделили примерно 16% и 6% соответственно.
Организаторами мероприятия выступили Самарский государственный медицинский университет, BCG, «МедИнвестГрупп» и MedX.pro.
В четверг, 27 января, в образовательном центре “Южный город” прошло торжественное открытие второй опорной школы СамГМУ. В ней созданы специальные медицинские классы, оснащенные разработками университета. В таких классах будут проводить углубленную подготовку школьников, которые хотят стать врачами.
Медицинские классы для обучения по расширенной программе оснащены оборудованием для обучения оказанию первой помощи: тренажером сердечно-легочной реанимации, внутримышечных и подкожных инъекций, медицинскими носилками для транспортировки пострадавшего, индикатором кардиоритма и имитаторами ранений, переломов, ожогов и обморожений. А также хирургическими тренажерами для знакомства с особенностями отработки мануальных навыков и тренажерами с применением 3D, VR-технологий — «Виртуальная клиника», «Экстренная медицинская помощь», 3D-атлас медицинских инструментов.
Ученица профильного химико-биологического класса ОЦ “Южный город” Анастасия Пырнэу рассказала, что мечтает стать военным хирургом.
“Понимаю, что это большая ответственность и большой труд, но я к этому готова, трудности закаляют, — говорит Анастасия. — Я решила стать врачом потому что считаю, что это благородная профессия, и идти в нее нужно по зову сердца. Нужно чувствовать, что твое призвание — дарить людям добро. Оснащенные медицинские классы помогают нам готовиться к олимпиадам и научным проектам. Например, благодаря анатомическому столу “Пирогов” я могу изучить сердечно-сосудистую систему наглядно, а не только по учебникам”.
В торжественном открытии опорной школы приняли участие ректор СамГМУ, профессор РАН Александр Колсанов, председатель комитета Самарской Губернской Думы по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина, руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области Светлана Сазонова и другие.
“Одна из приоритетных задач СамГМУ — подбор мотивированных, подготовленных ребят, — говорит Александр Колсанов. — Вуз вошел в программу “Приоритет 2030”, и ключевое направление — это выпуск кадров совершенно другого уровня. Наша задача соблюсти этот уровень уже на этапе отбора абитуриентов. Основная цель проекта “Опорные и базовые школы СамГМУ” — поиск мотивированных ребят, интеграция наших разработок и идеологии преподавания в школу. Среди тех, кто поступает в медицинский вуз, есть небольшой отсев, когда проучившись год, студент понимает, что эта профессия не для него. Здесь же, по сути, в 10-11 классе школьники учатся на первом курсе СамГМУ, и уже осознанно поступают в медицинский. По нашей статистике, среди ребят, которые учились в медицинских классах, отсев по неуспеваемости приближается к нулю, уровень у них совсем другой”.
Ректор отметил, что школа в Южном городе — мощнейший образовательный комплекс с прекрасным оснащением и кадрами.
“Нас связывают давние партнерские отношения, совместные проекты, поэтому не случайно эта школа победила в конкурсе на статус опорной, — говорит Александр Колсанов. — Уверен, что это будет хороший пример успешного взаимодействия, выгодного как для университета, так и для школьника”.
Руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области Светлана Сазонова подчеркнула, что для школы очень важно как можно раньше сориентировать ребенка на будущую профессию. Для этого в регионе реализуются различные меры.
“С 6 класса дети участвуют в чемпионате “Молодые профессионалы” WorldSkills и достигают результатов на разного уровня отборочных этапах, — говорит Светлана Сазонова. — Следующее направление — предпрофильная подготовка в 8 классе, когда каждый школьник может совершить несколько профессиональных проб. Очень важным становится следующий этап — профильной подготовки, когда ребенок уже понимает, на какой вуз он ориентируется, и выбирает для профильного изучения целый ряд предметов, которые соответствуют перечню для поступления в вуз. Поэтому важно, чтобы школьник сделал правильный выбор. Чтобы государственные средства, направленные на подготовку, были востребованными и в конечном итоге мы работали и на развитие ребенка, и всех необходимых отраслей. Предложение медуниверситета мы считаем очень эффективным, когда свои ресурсы консолидирует великолепно оснащенная школа и вуз, который считает важным готовить для себя будущие кадры”.
Напомним, что в конце 2021 года открылась первая опорная школа СамГМУ на базе Медико-технического лицея. Всего по итогам конкурса статус опорных получили 6 школ региона, статус базовых — 22.